Alentrada

  • Тел: +380 (66) 060 47 06;
  • +380 (93) 002 43 99

История танца: от Средневековья до Ренессанса

0_4ba60_1f0988a3_origЛюди танцевали всегда. Даже под строгими церковными запретами они находили возможность взяться за руки и отдаться единому ритму. Но вот как танцевали, что и когда танцевали в далёкие эпохи Средневековья, Раннего и Высокого Ренессанса? Попробуем разобраться! 

Танцевальное Средневековье

0_4ba5d_315a3336_orig

После падения Рима и до XII века мы почти ничего не можем сказать о средневековых танцах - источников, которые могли бы рассказать об этих танцах, практически нет. Сохранилась музыка, описания, визуальные источники, но схемы остаются неизвестными до XV века. Популярные в СНГ сальтарелла, стэллла, Танец Смерти – являются современными реконструкциями. Главной особенностью средневекового танца являлось то, что песня не была отделена от танца. Зачастую, танцоры одновременно исполняли и роль хора: куплеты чередовались с незатейливыми припевами, которые повторяли все. 

Хотя большинство светских танцевальных песен было о любви, в танце разрешалось только касания рук. А в некоторых танцах дамы с кавалерами держались за цветы или шарфы – судя по картинкам, которые сохранились. Картинки же, иллюстрируют либо церковные, либо светские танцы – в народных танцах могло быть гораздо больше вольностей.танцующие. Кроме того, написанные для танцев песни имели танцевальные имена: «баллата» - танец, «рондо» - круг, «вирилей» - кручение.

0_4ba5b_a02ff49d_LК слову, отношение Церкви к танцу было весьма неоднозначно. Танцы были составной частью языческих обрядов, поэтому с одной стороны церковь пыталась искоренить явление танца как такового, а с другого - ввести танец в свой арсенал. Церковные танцы были весьма популярны, и упоминания о них встречаются во многих регионах Европы.

6-1

Считается, что танцы Средневековья были если и не совсем одинаковыми, то идентичными для всех слоев общества и оставались таковыми вплоть до конца XIV века. Они отличались простотой схем, набором несложных шагов, возможностью импровизировать. Сохранились упоминания и о сольных танцах, и о цепочках, «длиной почти в четверть мили»! Танец всегда был атрибутом праздника, поэтому ни церковные запреты, ни тяжелая жизнь не могли запретить людям веселиться и танцевать: на подмостках, площадях, в банях, в поле и бальном зале замка. 


Значительно отличались танцы профессилнальных артистов, которые в числе всех своих умений (играть на музыкальных инструментах, водить животных, корчить гримасы и т.д.) должны были уметь танцевать.

0_4ba5f_156b81a0_orig

Танцы XV века

Развитие экономики, науки, культуры обозначили XV век как переходной этап из Средневековья в эпоху Ренессанса. Каждая европейская страна развивалась по-своему, и если в Италии уже началось Возрождение, то остальные страны жили ещё в Средневековье. Тем не менее, общество менялось. Разница между социальными классами становилась более ощутимой и выражалась не только в материальном плане, но и в поведении, образовании, культуре. Эта разница начала проявляться и в танцах.

0_4ba54_6d57e311_orig

Если раньше танцы были одинаковыми для всех слоёв общества, то в XV веке наряду с традиционными танцами, рождёнными в народе, и театральными танцами жонглеров начали появляться придворные постановочные танцы. Зарождалась хореография.

0_4ba57_7935ead8_orig

Тяжелые костюмы с длинными шлейфами, маленькие замковые залы не позволяли танцевать народные танцы. Да и сами танцы были не столько проявлением веселья, сколько возможностью «показать себя», свои манеры, свой статус. Новым явлением стало появление мастеров танца – хореографов, которые придумывали танцы и обучали им придворных.

Благодаря таким мастерам сегодня мы имеем несколько танцевальных трактатов с музыкой, схемами и описанием танцев – то, чего современным реконструкторам танца так не хватает для воссоздания танцев Средневековья. Такое наследие оставили, главным образом, Франция и Италия, а также Англия и Испания. Судя по имеющимся источникам, постановочный танец впервые возник во Франции ещё в XIV веке под названием «бассданс» - низкий танец. Со временем, каждый образованный человек должен был уметь танцевать новые танцы. 

0_4ba5a_3b9cea2f_origТанцы были различны в разных странах Европы. Французские и английские – были более простыми. Итальянские танцы - более вычурными. Они танцы могли быть на одну пару, тройку, несколько пар и танцевались различными формациями.

Танцы XVI века

Исполняя танцы XV века, дамы, хоть и щеголяли изысканными нарядами,  проявляли скромность. Они не могли приглашать на танец кавалера, танцевали, скромно опустив глаза, изредка поглядывая на кавалера. В то время, когда кавалер, не должен был забывать смотреть на даму. Контакты в танцах ограничивались касанием рук, а иногда – только пальцев рук. В XVI веке дамам уже позволялось флиртовать с кавалером и даже приглашать его на танец (либо взглядом заставлять понравившегося кавалера пригласить её). Танцы становятся более вычурными и сложными. Тем не менее, дамы и кавалеры затянуты в корсеты и плотную одежду. Они по-прежнему не могут двигать корпусом и даже поднимать руки. Поэтому при статичном корпусе многое делают ноги.

1604Сохранилось несколько работ по танцам XV века: авторства Туано Арбо (Франция), Чезаре Негри, Фабрицио Карозо (Италия), записи английских юристов и несколько итальянских и испанских записей различного авторства. Моду диктовала Италия, от неё пыталась не отставать Франция. Вся Европа танцевала по-итальянски и по-французски, итальянские учителя танцев слыли самыми лучшими.

Что представляли из себя придворные танцы XVI века? Излюбленным развлечением итальянской знати были светские салоны, на которых можно увидеться с приятелями, обсудить последние новости, поиграть в карты, почитать поэзию, послушать музыку, вкусно поесть и, конечно, потанцевать.Среди танцев XVI века были такие, которые знали все. Эти танцы исполнялись парами, тройками или группами. Кавалеры приглашали дам, а иногда и сами дамы находили себе партнёров. 

reverenceТанцевать юноши и девушки учились с детства. Учителя танцев кроме хореографии могли преподавать фехтование и верховую езду, а также работать учредителями балов и городских мистерий. Такие хореографы часто сами придумывали танцы или помогали их придумать своим ученикам. Новые танцы исполнялись отдельными показательными номерами, заслуживая аплодисменты и овации. 

Каждый танец, будь он социальный или постановочный, имел свою манеру исполнения. Об этом пишет итальянский хореограф XVI века Фабрицио Карозо. Более того, каждый танец – это целая история, и зачастую – история любви. Слово «любовь» встречается в названии каждого второго танца: Федельта д'Аморе (верность любви), Торнео Аморозо (любовный поединок), Кача д'Аморе (охота любви).  Каждый танец начинался со сложного реверанса, который партнёры делали друг другу. При этом кавалер галантно снимал шляпу и тут же одевал её. Без шляпы можно было танцевать только очень сложные и быстрые танцы, например, гальярды и каскарды. 

Также не вежливо было танцевать в перчатках – и кавалеры, и дамы снимали их перед танцем. Карозо пишет, что иногда перчатки были настолько узкими, что щеголям-кавалерам приходилось снимать их зубами, что вызывало общий смех.Дамам же хореографы не рекомендовали слишком много флиртовать с различными кавалерами, так как это могло привести к неудобной ситуации, когда два кавалера приглашают на танец одну даму.

1607

Павана

По одной из версий, павана произошла от слова «павлин». Этим сравнением она обязана торжественному и величественному характеру танца. Этим танцем часто отрывали балы. Пары выстаивались в колонну, в соответствии с титулами и рангами. Например, первой парой будет танцевать король с королевой или принцессой, второй парой – брат короля с супругой и т.д.После гордой и медленной паваны часто исполняли весёлый и быстрый турдион (медленные танцы чередовались с быстрыми, состоя с ними в сюите).АлемандаАрбо предполагает, что алеманда – один из самых старых французских танцев, который пришел во Францию из Германии, о чем красноречиво говорит его название. Действительно, алеманда, как и ее ближайшая родственница, павана, напоминает бургундские бассдансы XV века. Имеет те же основные шаги (одинарный и двойной) и танцуется колонной пара за парой. Но в отличии от паваны, каждый шаг танца заканчивается выносом ноги.

После объявления танца первая пара, которая становилась в колонну, оказывалась ведущей. Остальные пары строились за первой. Верхом неприличия было становиться перед теми танцорами, которые ужа заняли место в колонне.Колонна могла двигаться вперед и назад, исполнять дополнительные шаги и украшения, могла разворачиваться таким образом, что хвост процессии становился его головой.Арбо пишет, что первая и вторая часть танца были одинаковыми. Между частями делался перерыв, музыка стихала, и в это время кавалеры были обязаны занять своих дам «легкой беседой». Третью часть музыканты исполняли живее, поэтому пары исполняли то же самое, но уже с легкими прыжками (как в куранте).

0_4ba59_6b7b64f9_origБранль

Многие исследователи ищут корни бранлей в XV веке и даже раньше. Бранли – народные танцы, которые начали танцевать при дворе. Особенно интересны мимические бранли, в которых можно было проиграться и повоображать: бранль башмачников, прачек, монтард. Или, к примеру, свечной бранль, в финале которого можно было поцеловать понравившеюся даму.БаллоПопулярные танцы в Италии за исключением нескольких особых видов назвали «балло», «балетто» или «балли». Некоторые танцы были игровыми, например, Ballo del Fiore – танец с цветком. Желающие танцевать стояли по кругу, а ведущий танцор цветком посередине. Опускаясь в реверанс, он выбирал себя даму и танцевал с ней, на финальном поклоне, передавая цветок. Дама с цветком, в свою очередь, выбирала себе партнера и танцевала с ним, пока остальные любовались на танцоров и ждали своей очереди. Часто балло были показательными танцами на одну пару. Различные комбинации всех известных шагов.

Канарио

ruade_droite

По одной из версий этот танец пришел из Испании, из Канарских островов. А вот, что пишет о нем Арбо: канарио «происходит от балета, сочиненного для маскарада, в котором танцующие одевались как короли и королевы Мавритании или как дикари, утыканные разноцветными перьями. Вот как танцуют Канари. Молодой человек выбирает даму и, танцуя с ней под какую-нибудь подходящую мелодию, ведет ее в один конец зала. Сделав это, он возвращается на свое место, все время пристально глядя на даму. Затем он вновь подходит к ней, исполняя несколько пассажей, после чего опять возвращается на свое место. Затем дама подходит к кавалеру и повторяет все то же самое» . Шаг – сегвито батутти.

Гальярда

В XVI веке умение танцевать ценилось так сильно, что танцоры могли устраивать настоящие соревнование. Подходящим для соревнования танцем была гальярда – сложный импровизационный танец, наполненный прыжками и замысловатыми вариациями, он был показателем ловкости и грации танцора, его физической подготовки и чувства ритма. Шаг – чинквипасси.И другие танцы: бассданс, куранта, паванилья, турдион, каскарда, контрапассо, туркелон, гавот.Кстати, в XVI веке некоторые танцы могли исполнять как одни только кавалеры, так и одни лишь дамы. Например, во французских придворных балетах королева начинала спектакль танцем с красивейшей из фрейлин, а в итальянские морески юноши и девушки часто танцевали порознь.

St.-Josaphat_-Speculum-Historiale_-1463Бытовали также театрализованные постановочные танцы – морески. Их могли исполнять как профессиональные артисты (например, как на иллюстрации - мореска XV века в исполнении артистов), так и сами придворные. В основу такого маленького балета ложились аллегоричные истории, её героями зачастую были персонажи римской мифологии, Чувства, Качества и Пороки – Мудрость, Верность, Страсть, Коварство и т.д. Также придворные в своих маленьких спектаклях любили изображать крестьян и простых горожан за работой либо приносящих дары венценосным особам.

434px-Ballet_1582

Постановочные танцы для зрителей становятся всё более и более популярны по всей Европе. Появляются первые балеты – ещё пока бессвязные сюжетно и с довольно простой хореографией (сравнительно с эпохой барокко и классическим танцем). Сперва – как интермедии – небольшие спектакли в перерывах между актами трагедий, на балах и во время торжественных процессий-триумфов. Очевидцы говорят, что приходя смотреть античные трагедии, все ждали незамысловатые сюжетно интермедии, поскольку хореографы пытались поразить зрителя блестящими костюмами, неимоверными машинериями и декорациями, сложными танцевальными формациями (иногда в таких балетах участвовало более сотни человек).

К концу века балеты во Франции приобрили огромную популярностью и распостранились по всей Европе как излюбленое развлечение знати.

 

Текст писала Наталия Довгопол

You are here Театр танца Кладезь премудростей История танца: от Средневековья до Ренессанса