Alentrada

  • Тел: +380 (66) 060 47 06;
  • +380 (93) 002 43 99

Танцевальный этикет во Франции XVI века

5_60В 1588 году мир увидел трактат французского клирика Жана Табуро, работающего под псевдонимом Туано Арбо (Thoinot Arbeau), под названием «Орхезография» (Orchésographie). Большую часть трактата составляет руководство по танцу, включая табулатуру, иллюстрации танцевальных позиций, подробное описание различных видов танцев и советы по поведению в бальной зале.

Первостепенной задачей любого танцора была демонстрация ловкости и выносливости. Танцевали для того, чтобы проверить, насколько избранник был крепким и здоровым. Кавалерам было позволено обнимать своих избранниц, чтобы невзначай почувствовать запахи друг друга, узнать, приятно ли пахнет изо рта. По мнению священника Жана Табуро, танцы были обязательным для правильной организации общества.

Вот как Табуро описывает приглашение на уходящий (к его сожалению) из моды бассданс. По этикету, заходя в бальный зал и выбрав достойную даму, кавалер должен был подойти, снять левой рукой шляпу, а правую протянуть даме. Скромная и хорошо обученная дама подавала левую руку и, поднимаясь, следовала за кавалером. Тот вел её в конец зала, чтобы все собравшиеся могли увидеть их красивую пару, а затем просил музыкантов играть бассданс. Не стоило медлить с заказом музыки, иначе музыканты могли начать играть другую мелодию. Если кавалер отдавал предпочтение тому или иному бассдансу, то следовало назвать первую строчку из песни этого бассданса.

«Когда ты выучил шаги, движения и уже делаешь хорошую каденсу, не смотри на публике на свои ноги, не наклоняй голову, чтобы проверить, хорошо ли ты танцуешь. Держись ровно, с уверенным видом. Старайся не сплёвывать и не сморкаться; но если это необходимо – отвернись и используй чистый носовой платок».

«Пускай твоя речь будет любезная, приятная и воспитанная. Пускай твои руки будут расслаблены, но не так, будто они мертвы, и не так, будто острая боль мешает им жестикулировать. Будь опрятно одет; твои шосы должны быть подтянутыми, а обувь чистой».

«Если хочешь, можешь вести двух дам, но одной достаточно. Как гласит поговорка: «Кто ведет двоих, ведет слишком многих». А когда ты стоишь с дамой на одном конце зала, то другой кавалер может стать напротив тебя со своей дамой. Когда вы приближаетесь друг к другу, вы должны отступить назад или отойти в сторону».

Намного больше полезных указаний об этикете мы встречаем у итальянского автора Фабрицио Карозо в книге "Благородство дамы", но об этом – в следующих материалах!

Цитаты приведены за книгой Гастона Вуллиера "History of Dancing from the Earliest Ages to Our Own Times" (1898).


Переводила и готовила материал

Наталья Довгопол

Читать по этой теме: 

История танца: от Средневековья до Ренессанса

"Галатео, или об обычаях" Джованни Делла Каза (конспект книги на сайте Санкт-Петербургского клуба старинного танца)

 

 

 



You are here Театр танца Кладезь премудростей Танцевальный этикет во Франции XVI века