Alentrada

  • Тел: +380 (66) 060 47 06;
  • +380 (93) 002 43 99

Украшения XVI века

12

Блеск камней и драгоценных металлов в любые времена привлекал людей своей холодной загадкой. В эпоху Ренессанса и дворяне, и даже простые горожане, стремились украсить себя как можно пышнее и наряднее. Развитие ювелирного дела и высокое мастерство не могут оставить нас равнодушными и по сей день. С трепетным отношением к камням, металлам, и конечно же, мастерам, материал подготовила Анна Мирошниченко (статья написана в процессе подготовки к балу Trionfo do Maschere).  

Ювелирное искусство подчеркивает красоту исходного материала и изысканность его обработки. В ювелирном искусстве применяется различная техника изготовления: ковка, литье, художественная чеканка и канфаренье (придание металлической поверхности зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение (басма), резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка, а также механические приемы обработки — штамповка, вальцовка.

 


1

Дизайн кулона Ганса Голбейна (1532-43 гг)

Мастерами эпохи Возрождения были созданы великолепные изделия: серебряные сосуды с рельефными многофигурными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни.

Чуть-чуть истории

 В этих произведениях ювелирного искусства исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершенностью композиций, фантазией, их отделка — тщательностью проработки.Ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца; в функции амулетов они имели магический смысл (еще в древности драгоценным камням и металлам приписывалось мистическое влияние).

Изменения в ювелирном дизайне постепенно распространились из Италии во Францию, а затем в Германии и Англии следуя за новым стилем живописи и скульптуры первой половины 16 века.

_16

Нидерланды. Конец 16 века.

К созданию ювелирных украшений в конце 15 — 16 веках обращались А. Дюрер, Х. Хольбейн-младший, Бенвенуто Челлини. Благодаря последнему (и его "Трактатам Бенвенуто Челлини о скульптуре и Работе С Золотом ") у нас есть полное понимание методов, используемых ювелирами эпохи Возрождения.Когда император Максимилиан І Габсбург женился на Бьянке Марии Сфорца из Милана в 1494 году его двор открылся для итальянского искусства. Распространение Ренессанса через Священную Римскую Империю был медленным и постепенным и готические ювелирные изделия продолжают быть популярными приблизительно до середины 16 века. Тем не менее, немецкие мастера приняли стиль эпохи Возрождения в середине века и их города стали важными центрами производства, которое привлекло ювелиров и дизайнеров со всей Европы. Аугсбург стал одним из главных городов производства ювелирных изделий.

Материалы

Приток драгоценных камней в Европу в 16 веке, был больше чем когда-либо.

3
Помандер, конец 16в, сев-вост.Европа.
Музей Виктории и Альберта

Прямой морской путь в Индию обнаруженный Васко да Гамой в 1497-1499 годы, позволил европейским купцам получать драгоценные камни напрямую, что вызвало приток алмазов. Лиссабон заменил Венецию в качестве основного торгового центра индийских драгоценных камней. Брюгге, который был главным алмазным центром в 15-м веке, заменил  Антверпен, где дело процветало до 1585, пока город не запутался в 80-летней войне. Антверпену в этом году  заблокировали доступ к морю, что нанесло вред международной торговле. Большинство алмазных резцов двинулись дальше на север в Амстердам, который стал и остался, новым алмазным центром Европы до 20-го века.

Весьма популярными остались и самоцветы:  Сапфир, рубин и изумруд и т.п. Причем, корунд шел прямыми поставками из Шри-Ланки.  Из рубинов наиболее высоко ценились Бирманские из-за своей чистоты цвета. Жемчужины были чрезвычайно популярны и в основном были получены из Персидского залива.

Производство

Среди излюбленных типов ювелирных изделий Возрождения — нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служил кабошон неправильной формы или причудливая жемчужина. имитации камней также процветало. Стеклянные камни были обычным явлением. Имитация алмазов из стекла, горного хрусталя или бесцветного циркона из Шри-Ланки тоже нашли свою нишу на рынке. В Венеции производство искусственного жемчуга вышло на такие серьезные обороты, что законодатели города вынуждены были сурово все это регламентировать:  10 лет изгнания и потеря правой руки. 

5

Кулон Мементо Мори, Англия, сер.16в.
Музей Виктории и Альберта

Стиль и техника

В эпоху правления Медичи расцветает камнерезное искусство и искусство флорентийской мозаики. Во Франции прославилась школа лиможской эмали. В Германии в этот период в ювелирных изделиях применяются, помимо драгоценных камней, скорлупа кокосового и других экзотических орехов, страусовые яйца, раковины наутилусов. Большой любовью в Германии пользовались жемчуг и кораллы с перламутром.

10

Молитвенник, 16в.
Музей Виктории и Альберта

В 16 веке расцветает искусство эмалевой портретной миниатюры. В лучших работах, выполненных в технике расписной эмали, поражает тонкое композиционное чувство мастера: живописный оригинал использован в органической связи с формой предмета и его назначением. Основная масса предметов, созданных в технике расписной эмали, по своему стилю относится уже к эпохе Возрождения. Внешним проявлением стиля ювелирного искусства этого времени оказался культ античности. Используя подлинные вещи, найденные при раскопках, ювелиры, возрождая изделия, не оставляют их неизменными: применяя в качестве нового декора оправы из золота, самоцветы и эмали, придают возрожденным изделиям несвойственную античности яркость, что создает ощущение богатства материалов, декорирующих элементов. В Эрмитаже хранится подвеска в форме кораблика, корпус которого состоит из крупной жемчужины неправильной формы. По краям жемчужина усеяна крошечными красными и синими кабошонами в ажурной золотой оправе. Из золота с белой опалесцирующей эмалью сделан парус и мачта. Нарядный фонарь на носу и завиток бушприта оплетает тонкая паутина филигранных вантов и лесенок.

 

14

Подобные подвески на длинных цепочках становятся самым модным украшением и женщин и мужчин. Амуры и ангелочки, женские фигуры, кентавры и драконы, корабли и фантастические звери на подвесках не выглядят просто миниатюрными скульптурами.

 

8

Кулон саламандра, Германия, 1575,
музей Виктории и Альберта

Мастера виртуозно объединяют жемчуг, золото, эмали, обогащая каждый из этих материалов. Например, на шейке и крыльях лебедя одной из подвесок 16 века белая эмаль наложена так, что просвечивает золотая основа и создается впечатление чешуйчатой поверхности. Ожерелья и цепи для подвесок редко состояли из округлых одинаковых звеньев. Каждая из них — маленькая законченная композиция симметричных очертаний в виде цветов, плодов, листьев, маленьких фигурок или завитков пластического орнамента вокруг яркого камня.

Многочисленные перстни также украшались пластическими деталями. В центре помещали крупные единичные камни — таблицы, оправленные в глубокие прямоугольные ячейки. В 16 веке впервые важным акцентом декора в подвесках становятся алмазы. Ограненные в виде пирамиды, они вставляются в глубокие закрытые оправы, а с конца 16 века и в более плоские. Снизу оправы почти всегда имеют вид коробочки. В многоцветных сочетаниях с рубинами и изумрудами под алмазы часто подкладывают цветную или серебряную фольгу. Цветной фон используют и для усиления интенсивности цвета других камней.

4

Кулон-пистолет, конец 16в, Англия.
Музей Виктории и Альберта

Со второй половины 16 века мужчины и женщины Европы носили на шляпах броши и пряжки, знаки святых либо инициалы. Наряду с большими цепочками в моде были и тонкие цепочки с медальонами. Серьги в виде подвесок из жемчужин или в виде цветов были обычными украшениями дам, хотя мужчины зачастую украшали себя колечком в одном ухе. Перстни же носили на всех пальцах обеих рук, и каждый перстень мог иметь какое-либо смысловое значение. Работы ювелиров 16 века определили дальнейший путь развития европейского ювелирного дела. Лучшие черты искусства ювелиров Возрождения — индивидуальность каждого изделия, его художественная значительность и неповторимость.

7

Кулон с инициалами Христа, Германия,
1560. Музей Виктории и Альберта

Наиболее популярным украшением 16 века являлся кулон. Он заменил бывшие в фаворе до этого броши и фибулы. Кулоны носили на ожерельях, длинных цепях, пришпиливали к платью. Часто кулоны делали двусторонними, украшенными драгоценными камнями с одной стороны, и эмалевым рисунком с другой. Популярны стали и кулоны, которые одновременно имели и практическое применение, например, служили зубочисткой или уше-чисткой. Самым занимательным сохранившимся кулоном такого типа является кулон-пистолет с выдвижными зубо- и уше-чисткой и скребком.

11
Бартоломео Монтага,
Святая Жустина Падуанска, 1490

Религиозная тематика всё так же оставалась в моде: кулоны в виде монограммы имени Иисус, миниатюры с изображением библейских сцен. Некоторые украшения были призваны напоминать о неизбежности смерти. Они так и назывались «мементо мори», «помни о смерти».

Кулоны с инициалами носителя или его возлюбленной также были популярны.
Наряду с библейскими темами, в украшениях появились и мифологические сюжеты: нимфы, сатиры, русалки, драконы.

Кольца носились на каждом пальце, а иногда и по несколько на одном. Во многих кольцах устраивались потайные места, в которых обычно прятались ароматные травы: в те времена с гигиеной было плохо, и если уж плохой запах сильно донимал, можно было поднести руку с кольцом к носу и вдохнуть аромат трав. Такое же практическое предназначение имело и другое популярное украшение того времени – помандер. Это был небольшой сосуд, в котором прятали амбру, парфюмерные масла. Носился он обычно на поясе, на котором также могли быть зеркальца и молитвенные книжки.

9

Другой популярный тип колец того времени – кольца дружбы и любви. На внутренней стороне таких колец всегда находилась какая-нибудь романтическая надпись, типа «моё сердце принадлежит тебе» или «вместе навсегда». Существовали также и так называемые Венецианские кольца: в них прятали яд, чтобы при случае отомстить неверному любовнику или избавиться от неугодного человека.

В те времена считалось, что драгоценные камни обладают лечебной силой. Например, сапфир считался излечивающим болезни кожи, а топаз якобы избавлял от слабоумия. Поэтому были популярны украшения-талисманы, обычно это были кольца. Обычно они предназначались для профилактики какой-либо болезни, для отведения дурного глаза.

Украшения теперь не только вешались поверх платья, но и пришивались непосредственно к ткани. Воротники, бюстье, рукава, пояс и головной убор, который в те времена должна была носить любая уважающая себя дама, – всё украшалось пришивающимися драгоценными камнями.

13
Портрет Генриха VIII, Англия, 1540-45

Мужчины украшали себя не меньше женщин, а иногда даже и больше. Кольца, броши, цепи, пряжки для пояса и даже серьги были необходимы аристократу, чтобы достойно показаться при дворе. Английский король Генрих VIII особенно любил украшения. После его смерти осталось 234 кольца, 324 броши и кулон с алмазом размером с грецкий орех, не считая 79 костюмов, расшитых золотом, драгоценными камнями и жемчугом.

К ювелирным традициям Ренессанса периодически возвращались в своих творениях известные марки (в коллекциях представлены точно воссозданные  кулоны, ожерелья, броши, серьги и браслеты из металлов золотых и серебряных тонов с жемчугом и полудрагоценными камнями), изделия которых на сегодняшний день считаются предметами коллекционирования. Среди них: Florenza, ModeArt, Hollycraft, West Germany, 1928. Последняя, например благодаря эксклюзивному договору с Ватиканской Библиотекой, получила право воспроизводить объекты и драгоценности из коллекции религиозных экспонатов Ватикана!  Привлекая эти ресурсы, Ювелирная компания «1928»  создала Коллекцию Ватиканской Библиотеки, линию, ориентируемую на украшения религиозной тематики. Эта вдохновенная коллекция предлагает украшенные  драгоценными камнями в виде ангелов, крестов, распятий, сложенных для молитвы рук, чёток, закладок и прочего.

В целом многие коллекции винтажных украшений, этих компаний создавались, чтобы воздать должное изысканному  стилю и дизайну  Ренессанса.

F2

F3 Florenza1

Florenza (современные репродукции)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы взяты из:

http://olga-mir.blogspot.com/2010/11/16.html

http://smallbay.ru/yu-dictionary.html

http://etoiledoree.com/ru/articles/jewelhistory.html

http://www.langantiques.com/university/index.php/Renaissance_Jewelry

Еще источники:

Sources consulted

 

Статью готовила
Анна Мирошниченко

You are here Театр танца Кладезь премудростей Украшения XVI века